Установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда

Установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда

  • Трудовой Кодекс РФ
    Статья 133. Установление минимального размера оплаты труда МРОТ
    • Минимальный размер оплаты труда МРОТ устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
    • Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
  • КоАП РФ
    Статья 5.27. Выплата заработной платы ниже МРОТ может повлечь административную ответственность:
    • для руководителя организации — штраф от 1 000 до 5 000 рублей;
    • для индивидуального предпринимателя — штраф от 1 000 до 5 000 рублей
      или приостановление деятельности по решению суда до 90 суток;
    • для организации — штраф от 30 000 до 50 000 рублей
      или приостановление деятельности по решению суда до 90 суток.
  • Федеральный закон от 19 июня 2021 г

    C 1 июля 2021 г. минимальный размер оплаты труда (МРОТ) устанавливается в сумме 132 руб. в месяц, с 1 января 2021 г. — в сумме 200 руб. в месяц, с 1 июля 2021 г. — в сумме 300 руб. в месяц. Новый МРОТ применяется исключительно для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности и выплат в возмещение вреда, причиненного повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей. Устанавливается, что Правительство правомочно до принятия соответствующего федерального закона увеличивать тарифные ставки (оклады) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы, размеры которых ниже МРОТ.

    Выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, размер которых определяется в зависимости от МРОТ, до внесения соответствующих изменений в законодательство производится с 1 июля по 31 декабря 2021 г. исходя из базовой суммы, равной 83 руб. 49 коп., с 1 января 2021 г. исходя из базовой суммы, равной 100 руб. Этот же порядок действует при исчислении налогов, сборов, штрафов и иных платежей, осуществляемом в зависимости от МРОТ, а также исчислении платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от МРОТ.

    С 1 января 2021 года МРОТ составит 11 280 р

    Статья 3. Минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается.

    В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2021 г. N 1702 «О порядке установления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 3, ст. 538)
    п р и к а з ы в а ю:

    МРОТ — минимальный размер оплаты труда в 2021 году и с 1 января 2021 года

    Согласно правилам части 3 статьи 133.1 ТК размер минимальной заработной платы для конкретного субъекта определяется с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения на его территории. Частью 4 статьи 133.1. ТК установлено, что размер МЗП не может быть ниже федерального МРОТ.

    Если работодатель в порядке, установленном статьей 133.1 Трудового кодекса РФ отказался присоединиться к региональному соглашению о минимальной заработной плате, то выплачиваемая зарплата может быть меньше МЗП, установленной в регионе, но не может быть меньше федерального МРОТ.

    МРОТ – 2021: изменения

    С 2021 году страховые взносы отвязаны от МРОТ. То есть с 1 января 2021 года, согласно Федеральному закону от 27.11.2021 № 335-ФЗ, размеры страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, которые ИП платят за себя, не связаны с величиной МРОТ и тарифной ставкой.

    МРОТ с января 2021 года вырастет на 117 руб. Прожиточный минимум в России во втором квартале 2021 года для трудоспособного населения, по подсчетам Минтруда, составляет 11 280 руб. (Приказ Минтруда от 24.08.2021 № 550н). Ему, согласно Федеральному закону от 19.06.2021 № 82-ФЗ, должна соответствовать минимальная месячная зарплата. Поэтому МРОТ — 2021 составит 11 280 руб.

    Интересно почитать:  Оформление заявления на отчисление разницы алиментов и прожиточного минимума на ребенка

    Влияние минимального размера оплаты труда на механизм конституционно-правовых гарантий уровня жизни в России

    Установленный законом МРОТ фактически определяет величину минимальной тарифной ставки, а не реальный минимум заработной платы, который на практике оказывается существенно выше. Между тем такое положение дел имеет весьма серьезные последствия. В связи с введением единого социального налога, который, как известно, исчисляется в зависимости от величины заработной платы работника, сложилась парадоксальная ситуация, когда налогоплательщик фактически самостоятельно определяет налоговую базу. Поскольку минимальная величина налоговой базы по единому социальному налогу, очевидно, определяется нормативно установленным минимальным размером оплаты труда, то возникла практика занижения налогооблагаемых сумм путем установления официальной заработной платы в размере МРОТ и так называемого «теневого дохода», который вручается работнику «в конверте». Большинство исследователей проблемы «теневой заработной платы» полагают, что установление минимальной заработной платы на уровне прожиточного минимума позволит вывести из тени «конверты». Таким образом, занижение минимального размера оплаты труда приводит, в том числе к сокращению объема поступлений в бюджет и внебюджетные фонды. Попытки реформирования системы оплаты труда в бюджетной сфере предпринимались неоднократно. Не так давно ЕТС попытались дать вторую жизнь, максимально сжав и сократив дифференциацию между крайними тарифными разрядами — с 10 до 4,5. Увы, ожидаемого увеличения тарифных ставок не произошло. Напротив, уменьшение межразрядной разницы приводит к деформации стимулирующей функции оплаты труда и, как следствие, к увеличению различного рода «надтарифных» выплат. На сегодняшний день доля «надтарифных» выплат возросла до 4080 % заработка. Исходя из этого реформа системы оплаты труда в бюджетной сфере должна быть направлена на изменение структуры оплаты труда в пользу увеличения тарифной части заработка. Приведение тарифных ставок в соответствие с реальным размером оплаты труда путем сокращения доли «надтарифных» выплат позволило бы если не уравнять минимальный размер оплаты труда с прожиточным минимумом, то, по крайней мере, значительно сблизить эти показатели без увеличения бюджетной нагрузки. Это, в свою очередь, приведет к весьма значительному увеличению налоговых поступлений в бюджет и внебюджетные фонды. Кроме того, следует учитывать и резкую дифференциацию уровня доходов населения в зависимости от экономического развития региона (разрыв в оплате труда между различными субъектами РФ превышает соотношение 1:20). В связи с этим некоторые субъекты Российской Федерации делают попытки вводить свои показатели минимального размера оплаты труда (более высокие). Причины принятия таких решений понятны: повышение МРОТ позволяет собрать больший объем налоговых поступлений в бюджет. Однако действующим федеральным законодательством возможность увеличения МРОТ актами органов власти субъектов РФ не предусмотрена. В частности, согласно статье 133 Трудового кодекса РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом. Одновременно в статье 421 ТК РФ указывается, что порядок и сроки введения размера минимальной заработной платы, предусмотренного статьей 133 ТК РФ, устанавливаются федеральным законом.

    Что же мешает законодателю установить упомянутый МРОТ в размере прожиточного минимума? Официальная аргументация сводится к тривиальному отсутствию бюджетных средств для изменения сложившегося положения дел. В этой связи предусматривается поэтапное увеличение минимального размера оплаты труда с целью постепенного приближения его к прожиточному минимуму, в частности с 1 июля 2021 года минимальный размер заработной платы составил 7 500 рублей. Необходимо отметить, что такая позиция находится в контексте международных соглашений Российской Федерации. Так, в Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств, например, предусматривается, что государства с учетом реальных экономических возможностей создают условия для поэтапного приближения минимальных социальных гарантий к минимальному потребительскому бюджету. В этой связи Трудовой кодекс РФ, определив МРОТ в размере прожиточного минимума, в статье 421 «отсрочил» введение в действие этой нормы[3].

    МРОТ — Минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации

    В случае отказа работодателя присоединиться к региональному соглашению о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации. Представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации и представители указанной трехсторонней комиссии обязаны принимать участие в этих консультациях.

    Интересно почитать:  Какие документы нужны для восстановление паспорта

    Разработка проекта регионального соглашения о минимальной заработной плате и заключение указанного соглашения осуществляются трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном «статьей 47» Трудового Кодекса.

    Что изменится вместе с минимальным размером оплаты труда

    Кроме федерального МРОТ, в субъектах Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в данном субъекте. Эта величина не может быть ниже федерального МРОТ.

    Так, в Москве с 1 января 2021 г. размер минимальной заработной платы установлен в размере 17 300 руб. (Московское трехстороннее соглашение на 2021–2021 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей; заключено 15.12.2021).

    Установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда

    Раньше, исходя из МРОТ, рассчитывались размеры фиксированных взносов индивидуальных предпринимателей, уплачиваемых в социальные фонды (ПФР и ФОМС). С 2021 года эти взносы уплачиваются в ФНС, а с 2021 года они откреплены от МРОТ и сумма взносов в фиксированном размере стала регулироваться Налоговым кодексом (Статья 430).

    Начиная с 1 января 2021 года и далее ежегодно с 1 января соответствующего года минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года.

    Новый МРОТ

    Согласно производственному календарю на 2021 год в июле 21 рабочий день. Сотрудник же отработал 11 рабочих дней, так как с 01.07.2021 по 14.07.2021 он находился в ежегодном отпуске. Итак, его заработная плата за июль 2021 года составит 3 928,56 руб. (5 000 руб. / 21 раб. дн. х 11 раб. дн. + 2 500 руб. / 21 раб. дн. х 11 раб. дн.).

    Статьей 93 ТК РФ предусмотрено, что по соглашению между работником и работодателем может устанавливаться как при приеме на работу, так и впоследствии неполный рабочий день (смена) или неполная рабочая неделя. При работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ. Следовательно, его заработную плату необходимо сравнивать с МРОТ, исчисленным пропорционально установленному времени работы.

    Минимальный размер заработной платы

    Минимальный размер оплаты труда устанавливается на федеральном уровне. Тем не менее, власти субъектов Федерации вправе корректировать его в большую сторону в зависимости от экономических особенностей региона на основании регионального соглашения о минимальной заработной плате.

    У работодателей есть возможность оформить отказ от применения региональных значений в течение одного месяца со дня публикации соглашения. Если же этого не сделать, то компании и предприниматели автоматически должны применять региональные значения «минималки». Величина регионального МРОТ не может быть установлена ниже федерального значения.

    Какой минимальный размер оплаты труда в России в 2021 году

    Первые гарантии прав трудящихся на определенную установленную сумму оплаты своего труда, ниже которой работодатель не имел права отступать, появились в 1970 г. в конвенции номер 131, а приняты они были Международной организацией. В этом договоре участвовала и Россия.

    • в стране есть региональные и федеральные уровни заработных плат;
    • закон накладывает на работодателей запрет на начисление зарплаты ниже, чем это предусмотрено действующим законодательством;
    • минзарплата должна индексироваться, то есть повышаться в зависимости от размера инфляции.
      Этот пункт вызвал жесткие дебаты в правительстве во время принятия решения об установлении минимального уровня заработной платы.