Нарушение трудового законодательства работодателем в рб

Помощь: Типичные нарушения нанимателями трудового законодательства

В нарушение ст.50 ТК, п.46 и п.47 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда РБ от 09.03.1998 № 30 (в ред. от 11.03.2021 № 72), трудовые книжки в день увольнения работникам не выдаются. Направления уволенным работникам уведомления, как того требует законодательство, о необходимости получения трудовой книжки документально не подтверждаются, что приводит к обоснованным требованиям в соответствии со ст.79 ТК о необходимости выплаты работнику среднего заработка за каждый день задержки выдачи трудовой книжки и об изменении даты увольнения со дня выдачи трудовой книжки.

С 1 января 2021 г. Положение о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16.03.2021 № 11 «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования», на основании Декрета Президента Республики Беларусь от 17.12.2021 № 8 изложено в новой редакции.

Рассылка новостей журнала «Отдел кадров»

Помимо ст. 42 ТК дополнительные основания расторжения трудового договора по инициативе нанимателя предусмотрены в Декрете Президента Республики Беларусь от 26 июля 2021 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» с последующими изменениями.

Нанимателям при расторжении трудового договора с работником, в том числе (и особенно) по ст. 42 ТК, во избежание нарушений трудового законодательства необходимо помнить и соблюдать установленные законом последовательные процедуры. Однако, к сожалению, в настоя­щее время нарушения выявляются достаточно часто, подтверждением чему являются нижеприведенные примеры (дела из судебной практики и прокурорского надзора).

Юридическая консультация, правовая помощь адвоката, юридические услуги, представительство в суде

1. заявление нанимателю с указанием нарушений (перечислить все нарушения трудового законодательства, которые имели место по вашему мнению) и желаемой Вами датой Вашего увольнения. Письмо отправить заявление заказным письмом с уведомлением с описанием вложения (для последующего подтвреждения если потребуется). Дата предлагаемого Вами дня увольнения должна быть разумной (т.е. учитывать сроки «хождения» почты и реальной возможности нанимателя произвести с Вами полный расчет). Например, Вы решили уволиться на следующей неделе. Если Вы напишите и отправите письмо сегодня (пятница), то наниматель получит его только в понедельник-вторник, значит Вам нужно в заявлении указывать дату рассторжения трудового договора — 8 мая. Почта необходима, поскольку в этом случае у Вас на руках остается подтверждение отправки-получения письма.

ТРУДОВОЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
26 июля 2021 г. N 296-З
Статья 41. Расторжение срочного трудового договора по требованию работника
Срочный трудовой договор (пункт 2 статьи 17) подлежит расторжению досрочно по требованию работника в случае его болезни или инвалидности, препятствующих выполнению работы по трудовому договору, нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного или трудового договора и по другим уважительным причинам.
Факт нарушения законодательства о труде, коллективного или трудового договора устанавливается специально уполномоченным государственным органом надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, профсоюзами и (или) судом.
При расторжении срочного трудового договора в связи с нарушением нанимателем законодательства о труде, коллективного или трудового договора наниматель выплачивает уволенному работнику выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка.

Нарушение трудового законодательства работодателем в рб

В иностранном предприятии женщинам, работающим в сельской местности, предоставлялись основные минимальные отпуска продолжительностью 21 календарный день вместо предусмотренных п.10 ст.156 ТК удлиненных отпусков продолжительностью не менее 28 календарных дней.

Главный бухгалтер общества с ограниченной ответственностью признана виновной в совершении административного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 9.19 КоАП, так как, будучи уполномоченным должностным лицом нанимателя, не обеспечила выплату заработной платы в установленные в организации сроки. За данное правонарушение к ней применены санкции в виде штрафа в размере 5 базовых величин.

Нарушение трудового законодательства работодателем в рб

В Трудовом кодексе Российской Федерации (далее – ТК РФ) нарушение установленных Кодексом или иным федеральным законом обязательных правил при заключении трудового договора является самостоятельным основанием прекращения трудового договора (п. 11 ст. 77, ст. 84) и не относится к группе оснований прекращения трудового договора, не зависящих от воли сторон. Кроме того, в ТК РФ (ч. 1 и 2 ст. 84) сделана важная оговорка: трудовой договор прекращается, если нарушение указанных правил исключает возможность продолжения работы и если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу.

В перечисленных в ч. 1 ст. 84 ТК РФ случаях российский законодатель предусматривает, что если нарушение правил заключения трудового договора было допущено не по вине работника, то ему при увольнении выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка (ч. 3 ст. 84 ТК РФ). Представление же работником работодателю подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении трудового договора влечет увольнение работника по инициативе работодателя (п. 11 ст. 81 ТК РФ) без выплаты выходного пособия. В Трудовом кодексе Республики Беларусь подобные нормы отсутствуют.

За нарушение законодательства об охране труда

Требования по охране труда — это нормативные предписания, направленные на сохранение жизни, здоровья и работоспособности работающих в процессе трудовой деятельности, содержащиеся в нормативных правовых актах, в том числе технических нормативных правовых актах. Они обязательны для исполнения работодателями и работающими при возникновении между ними трудовых отношений, а также в случае привлечения к выполнению работ (оказанию услуг) работающих, с работодателями трудовыми отношениями не связанных. При отсутствии в нормативных правовых актах, в том числе технических нормативных правовых актах, требований по охране труда работодатели принимают необходимые меры, обеспечивающие сохранение жизни, здоровья и работоспособности работающих в процессе трудовой деятельности (статья 3 Закона Республики Беларусь «Об охране труда»).

Какие деяния являются административными правонарушениями, определяет КоАП. Он же закрепляет и основания, и условия административной ответственности, устанавливает административные взыскания, которые могут быть применены к физическим лицам, совершившим административные правонарушения, а также к юридическим лицам, признанным виновными и подлежащими административной ответственности в соответствии с указанным КоАП.

Министерство труда и социальной защитыРеспублики Беларусь

В соответствии со статьей 2.1. КоАП административным правонарушением признается противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными КоАП, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность.

Интересно почитать:  Налог с выигрыша в лотерею русское лото

К числу иных нарушений, в первую очередь, относятся нарушения, касающиеся оплаты труда, такие как нарушения порядка оплаты труда за работу в сверхурочное время, выходные дни, государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные Президентом Республики Беларусь нерабочими; выплата заработной платы работникам в размере ниже минимальной заработной платы, установленной законодательством; не установление в контрактах и (или) не предоставление работникам дополнительных мер стимулирования труда, предусмотренных подпунктом 2.5 пункта 2 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 2021 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» и др.

Ответственность нанимателей за нарушение трудового законодательства Республике Беларусь (стр

При исследовании указанных выше проблем были использованы нормативные акты, регулирующие отношения в исследуемой области, а также учебные издания, материалы периодических изданий и монографическая литература. В частности, в данной работе использованы труды таких авторов, как Кеник К.И., Красовская Н.И., Подгруша В.В., Трегубович И. и других.

Юридическая ответственность неразрывно связана с государством, нормами права, обязанностью и противоправным поведением граждан и их объединений. Государство, издавая нормы права, определяет юридическую ответственность субъектов независимо от их воли и желания, она носит государственно-принудительный характер.

САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ

Что касается административной ответственности, то разные авторы дают различные определения понятия административной ответственности. Так, Бахрах Д.Н. пишет, что «Административная ответственность — это особый вид юридической ответственности, которой присущи все признаки последней (она наступает на основе норм права, за нарушение правовых норм, конкретизируется юрисдикционными актами компетентных органов, связана с государственным принуждением). С другой стороны, административная ответственность является составной частью административного принуждения и обладает всеми его качествами» [21, c.191]. А коллектив таких авторов как Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. считает, что «Административная ответственность — вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение. Административная ответственность обладает признаками, свойственными юридической ответственности вообще» [19, c.182].

В сфере нарушений трудовых прав физические и нравственные страдания могут возникнуть в связи с потерей работы при незаконном, по мнению потерпевшего, увольнении или распространением сведений о причинах увольнения, не соответствующих действительности, в связи с боязнью остаться без работы из-за трудностей в трудоустройстве, в связи с умалением его чести, достоинства и деловой репутации при увольнении за виновные действия и т.п.

Нарушение трудового законодательства работодателем в рб

Анализ документов специальных расследований несчастных случаев показал, что невыполнение руководителями и специалистами обязанностей по охране труда составило 18,9 процента от общего количества причин несчастных случаев с тяжелыми последствиями, происшедших в 2021 году. Кроме того, недостатки в обучении и инструктировании потерпевших по охране труда составили 8,3 процента, а неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест – 4,5 процента. Следует обратить особое внимание, что нарушение требований безопасности труда другими работниками составило более 7 процентов от общего количества причин несчастных случаев с тяжелыми последствиями, происшедших в 2021 году. Таким образом, достаточно большое количество травм работающие получили не по своей вине.
Между тем, Конституция Республики Беларусь гарантирует гражданам Республики Беларусь право на здоровые и безопасные условия труда (часть первая статьи 41 Конституции Республики Беларусь).
На регулирование общественных отношений в области охраны труда и реализацию установленного Конституцией Республики Беларусь права граждан на здоровые и безопасные условия труда направлен Закон Республики Беларусь «Об охране труда».
Работодатели и работающие, виновные в нарушении законодательства об охране труда несут ответственность в соответствии с законодательством (статья 40 Закона Республики Беларусь «Об охране труда»).
Требования по охране труда – это нормативные предписания, направленные на сохранение жизни, здоровья и работоспособности работающих в процессе трудовой деятельности, содержащиеся в нормативных правовых актах, в том числе технических нормативных правовых актах. Требования по охране труда обязательны для исполнения работодателями и работающими при возникновении между ними трудовых отношений, а также в случае привлечения к выполнению работ (оказанию услуг) работающих, которые не связаны с работодателями трудовыми отношениями. При отсутствии в нормативных правовых актах, в том числе технических нормативных правовых актах, требований по охране труда работодатели принимают необходимые меры, обеспечивающие сохранение жизни, здоровья и работоспособности работающих в процессе трудовой деятельности (статья 3 Закона Республики Беларусь «Об охране труда»).
Для реализации права работающих на охрану труда государство осуществляет государственное управление охраной труда, государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда и устанавливает ответственность за нарушение законодательства об охране труда (часть первая статьи 12 Закона Республики Беларусь «Об охране труда»).
Под ответственностью в общем случае понимается определенный уровень негативных для субъекта последствий (личных и (или) имущественных) в случае нарушения им установленных требований.
Известно, что граждане могут выполнять работы (оказывать услуги) как по трудовым, так и по гражданско-правовым договорам.
Отношения между работодателями и работающими (в случае привлечения их к выполнению работ (оказанию услуг), которые не связаны с работодателями трудовыми отношениями, регулируются гражданским законодательством.
Согласно части первой статьи 656 Гражданского кодекса Республики Беларусь работа выполняется за риск подрядчика, если иное не предусмотрено законодательством или соглашением сторон.
Однако указанная норма является диспозитивной, поскольку иное может быть установлено как законодательством, так и заключенным между сторонами договором.
Изменяя соотношения рисков при заключении договора, стороны должны учитывать положения статьи 392 Гражданского кодекса Республики Беларусь, в силу которой договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законодательством. При этом, если после заключения и до прекращения действия договора принят акт законодательства, устанавливающий обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора должны быть приведены в соответствие с законодательством, если иное не предусмотрено законодательством.
Несоблюдение указанного правила может повлечь ничтожность сделки в целом или в соответствующей части как не соответствующей требованиям законодательства по статье 169 Гражданского кодекса Республики Беларусь.
В целях обеспечения своевременного расчета с гражданами за выполненную работу, оказанную услугу и созданный объект интеллектуальной собственности по гражданско-правовым договорам и защиты их отдельных социально-трудовых прав Указом Президента Республики Беларусь от 6 июля 2021 г. № 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам» (далее – Указ № 314) установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, предоставляющие работу гражданам по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности (далее – гражданско-правовые договоры), обязаны заключать с ними указанные договоры в письменной форме и определять в этих договорах кроме условий, установленных законодательством, ряд существенных условий, в том числе обязательства сторон по обеспечению безопасных условий работы исходя из обязанностей сторон гражданско-правового договора (перечисленных в подпунктах 1.3 и 1.4 пункта 1 Указа № 314), и ответственность за их невыполнение.
Следует обратить внимание, что несоблюдение письменной формы гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг или создание объектов интеллектуальной собственности, заключаемых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем с гражданами, а равно отсутствие в этих договорах условий, установленных законодательством, влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере десяти процентов от суммы договора, а при невозможности ее установления – до двадцати базовых величин (статья 9.25 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).

Интересно почитать:  Заявление о разводе с алиментами

Право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит нанимателю. При выборе меры дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть дисциплинарного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая работа и поведение работника на производстве. К работникам, совершившим дисциплинарный проступок, независимо от применения мер дисциплинарного взыскания могут применяться: лишение премий, изменение времени предоставления трудового отпуска и другие меры. Виды и порядок применения этих мер определяются правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, соглашением, иными локальными нормативными правовыми актами (статья 198 Трудового кодекса Республики Беларусь).
Трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, а также срочный трудовой договор до истечения срока его действия может быть расторгнут нанимателем в ряде случаев, в том числе в случаях: систематического неисполнения работником без уважительных причин обязанностей, возложенных на него трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка, если к работнику ранее применялись меры дисциплинарного взыскания; появления на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также распития спиртных напитков, употребления наркотических средств или токсических веществ в рабочее время или по месту работы; однократного грубого нарушения правил охраны труда, повлекшего увечье или смерть других работников (статья 42 Трудового кодекса Республики Беларусь).
На увольнение следует также обратить особое внимание, поскольку в соответствии с требованиями подпункта 1.4 пункта 1 Директивы Президента Республики Беларусь от 11 марта 2021 г. № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» в целях укрепления общественной безопасности и дисциплины Совету Министров Республики Беларусь, республиканским и местным органам государственного управления, другим государственным органам и организациям поручено обеспечивать безусловное и немедленное расторжение контрактов с работниками за нарушение правил охраны труда и техники безопасности, повлекшее увечье или смерть, за причинение государству, юридическим или физическим лицам имущественного ущерба, распитие спиртных напитков в рабочее время или по месту работы, а с руководителями – за необеспечение должной трудовой дисциплины подчиненных, сокрытие фактов нарушения ими трудовой и исполнительской дисциплины либо за непривлечение виновных лиц к ответственности, установленной законодательством.
Трудовым кодексом Республики Беларусь также определено, что юридические и физические лица, виновные в нарушении законодательства о труде, несут помимо дисциплинарной административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством (статья 465 Трудового кодекса Республики Беларусь).
Какие деяния являются административными правонарушениями определяет Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. Он же закрепляет основания и условия административной ответственности, устанавливает административные взыскания, которые могут быть применены к физическим лицам, совершившим административные правонарушения, а также к юридическим лицам, признанным виновными и подлежащими административной ответственности в соответствии с указанным Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Административная ответственность за нарушение правил по охране труда предусмотрена статьей 9.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Нарушение трудового договора работодателем по оплате труда и графику работы

Многие работодатели уверены, что они могут безнаказанно нарушать условия соглашения, подписанного с работником. Но на самом деле нарушение трудового договора со стороны работодателя всегда приносит многочисленные негативные последствия, если сотрудник предприятия желает отстоять свои права.

  • на рабочем месте создается опасность для жизни и здоровья работника, так как не отвечает оно основным требованиям безопасности;
  • имеются нарушения гигиенических или санитарных норм;
  • отсутствуют разные технические средства, с помощью которых работник может справляться со своими рабочими функциями;
  • при ухудшении состояния здоровья руководитель компании отказывает сотруднику в переводе на более легкую должность, причем даже при наличии у гражданина соответствующей медицинской справки;
  • отказывается работодатель выплачивать разные страховые выплаты за трудоустроенных работников.

Нарушение трудового законодательства работодателем в рб

Применительно к ситуации отстранения от должности в порядке ст. 131 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь имеет место не разрешенная до сих пор проблема выполнения предписаний, содержащихся в части третьей указанной статьи, согласно которой отстраненные от должности подозреваемый или обвиняемый имеют право на ежемесячное государственное пособие в порядке, установленном законодательством, если они не могли поступить на другую работу по не зависящим от них обстоятельствам [5].

Полагаем, что вопрос поставлен правильно, и он должен быть решен в рамках трудового законодательства. Поскольку в соответствии со ст. 938 Гражданского кодекса Республики Беларусь вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего законодательству акта государственного органа подлежит возмещению [2], причем вред возмещается за счет казны Республики Беларусь, то в таком случае правомерно ставить вопрос о допустимости возмещения ущерба нанимателю, выплатившего заработную плату работнику, незаконно отстраненному от работы по требованию уполномоченного государственного органа, за счет казны.