Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию это

Градостроительный кодекс РФ (ГрК РФ) с комментариями к статьям

В соответствии с указанными нормативными актами приемка законченных строительством объектов осуществлялась государственными приемочными комиссиями, в состав которых, как правило, входили представители заказчика (застройщи-ка), эксплуатационной организации, генерального подрядчика, генерального проектировщика, органов местного самоуправления, органов государственного санитарного надзора, органов государственного пожарного надзора, а также представители ведомств и иных организаций при строительстве соответствующих объектов. Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов государственными приемочными комиссиями оформлялась актами. Акты о приемке в эксплуатацию объектов подписывались председателем и всеми членами комиссии.
Комментируемая статья предусматривает качественно иной порядок ввода объекта в эксплуатацию в отличие от по-рядка, предусматриваемого подзаконными нормативными актами. Прежде всего исключается порядок приемки объектов государственными приемочными комиссиями. Кроме того, предусматривается единый порядок ввода объекта в эксплуата-цию независимо от особенностей отдельных видов объектов. В связи с этим указанные подзаконные нормативные акты не подлежат применению.
3 — 4. Комментируемая статья устанавливает перечень документов, представляемых для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Указанный перечень может быть расширен только Правительством РФ в целях получения в полном объеме сведений, необходимых для постановки объекта капитального строительства на государственный учет. Это направлено на создание нового порядка, исключающего повсеместную инвентаризацию объектов, что является процедурой для застройщика достаточно затратной и растянутой во времени. Однако пока не принят федеральный закон о государственном учете, инвентаризации объектов недвижимости, Правительством РФ дополнительные документы, необходимые для ввода объекта в эксплуатацию, помимо предусмотренных частью 3 комментируемой статьи, устанавливаться не могут.
Кроме того, Федеральным законом от 18 декабря 2021 г. N 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный ко-декс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 55 ГрК дополнена частью 4.1, согласно которой для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию разрешается требовать только указанные в ч. 3 и 4 ст. 55 ГрК РФ документы.
В части документов, представляемых для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, необходимо отме-тить следующее.
Наибольшее затруднение среди строителей вызывает акт приемки объекта капитального строительства. Указанный акт — это не акт приемочной комиссии, составляемый при приемке объекта в эксплуатацию по ранее действовавшему порядку. В комментируемой статье под актом приемки объекта капитального строительства имеется в виду акт, которым оформляется сдача-приемка объекта, построенного, реконструированного, отремонтированного по договору между заказчиком (застройщиком) и лицом, осуществляющим строительство. Это прежде всего акт, предусмотренный ч. 4 ст. 753 ГК РФ: «Сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами».
Градостроительный кодекс РФ не предусматривает каких-либо особых требований к документам, предусмотренным пп. 5 — 7 ч. 3 комментируемой статьи. В связи с этим такие документы могут составляться произвольно в письменной форме в виде одного документа, подписанного указанными в соответствующих пунктах лицами. Рекомендуемая форма свидетель-ства о соответствии законченного строительством объекта назначению содержится в СНиП 12-01-2021 «Организация строи-тельства», одобренных Постановлением Госстроя России от 19 апреля 2021 г. N 70. Не содержит каких-либо особых требо-ваний ГрК РФ и к схеме, отображающей расположение построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка.
Особого пояснения требует ситуация, связанная с представлением заключений органа государственного строительно-го надзора. Поскольку с 1 января 2021 г. вступает в силу ч. 4 ст. 54 ГрК РФ, предусматривающая запрет на осуществление иных видов государственного надзора при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, за исключением предусмотренных ГрК РФ, то застройщик (заказчик) должен представлять для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию заключение только одного уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора органа.
В случае если разрешение на строительство объекта было выдано до введения в действие ГрК РФ или при выдаче разрешения на строительство был представлен не градостроительный, а кадастровый план земельного участка, для ввода объекта в эксплуатацию представление градостроительного плана земельного участка также не требуется.
5 — 9. Введение ГрК РФ нового порядка ввода объекта в эксплуатацию во многом обусловлено необходимостью четко разделить компетенцию органов власти. Так, органы, выдающие разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (преимущест-венно это органы местного самоуправления), должны проверять его соответствие проектной документации, требованиям разрешения на строительство и градостроительному плану земельного участка; соответствие же построенного, реконструи-рованного, отремонтированного объекта техническим регламентам, его оценка с точки зрения надежности и безопасности — предмет деятельности специально уполномоченных органов (прежде всего органов государственного строительного надзо-ра).
Согласно новому ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается теми же органами, которые выдавали разрешение на строительство. Указанные органы обязаны осуществить проверку наличия и правильности оформления документов, осмотр объекта капитального строительства (ч. 5 комментируемой статьи).
Части 6, 7 и 9 комментируемой статьи устанавливают исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче раз-решения на строительство. В целях устранения неоднозначного толкования норм Кодекса на практике Федеральным законом от 31 декабря 2021 г. N 210-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» п. 23 ст. 1 внесено уточнение о том, что в случае ввода в эксплуатацию объекта индивидуального жилищного строительства не допускается отказ в выдаче разрешения на строительство по основанию несоответствия параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта проектной документации, поскольку для такого строительства проектная документация вообще не требуется.
В случае если разрешение на строительство выдавалось до введения в действие ГрК РФ или для выдачи разрешения на строительство в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2021 г. N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» был представлен не градостроительный, а кадастровый план, то за-стройщику не может быть отказано в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию на основании несоответствия объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка (ч. 2 ст. 4 указанного Федерального закона).
Орган, выдавший разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, в течение семи дней со дня выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию направляет копию такого разрешения, а также документов, представленных на получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в орган местного самоуправления городского округа или муниципального района, на территории которого расположен объект, введенный в эксплуатацию, для размещения их в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности (в дело о застроенных или подлежащих застройке земельных участках) (гл. 7 ГрК РФ).
10 — 11. Комментируемой статьей установлены требования к содержанию разрешения на ввод объекта в эксплуатацию — в нем должны содержаться сведения об объекте в достаточном объеме для постановки построенного объекта на государственный учет или внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта. Это необходимо для того, чтобы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию было достаточно для постановки объекта на государственный учет или внесения изменений в такой учет без проведения каких-либо дополнительных процедур инвентаризации объектов, которая является достаточно затратной и растянутой во времени процедурой для застройщика.
Согласно ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на не-движимое имущество и сделок с ним» (в ред. от 30 декабря 2021 г.) право собственности на созданный объект недвижи-мого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания. Основанием для государст-венной регистрации права собственности на объект капитального строительства является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (также им может быть решение суда о признании права собственности на самовольную постройку).
———————————
СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3594; 2021. N 1 (ч. 1). Ст. 22.

Интересно почитать:  Судебные приставы изменения расчета алиментов с 2021 года пример расчета

1 — 2. Комментируемая статья также является новеллой законодательства. Градостроительный кодекс РФ 1998 г. не регулировал вопросы ввода объекта в эксплуатацию, в связи с чем указанный вопрос регулировался многочисленными подзаконными нормативными актами: Постановлением Совета Министров СССР от 23 января 1981 г. N 105 «О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов» (с изм. от 30 декабря 1988 г. N 1485), Постановлением Совета Министров РСФСР от 8 июня 1981 г. N 302 «О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов» (с изм. от 17 сентября 1984 г.) , Ведомственными строительными нормами ВСН 19-89 «Правила приемки работ при строительстве и ремонте автомобильных дорог» (утв. Минавтодором РСФСР 14 июля 1989 г. N НА-18/266), Приказом Минсвязи России от 9 сентября 2021 г. N 113 «Об утверждении Правил ввода в эксплуатацию сооружений связи» , распоряжением Минтранса России от 1 октября 2021 г. N ИС-834-р «О рассмотрении и утверждении актов приемки в эксплуатацию законченных строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом федеральных автомобильных дорог и искусственных сооружений на них» , СНиП 3.01.04-87 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения» (утв. Постановлением Госстроя СССР от 21 апреля 1987 г. N 84; с изм. от 18 ноября 1987 г.); СНиП 2.04.08-87 «Газоснабжение», СНиП 3.05.02-88 «Газоснабжение», ВСН 123-90 «Инструкция по оформлению приемно-сдаточной документации по электромонтажным работам» (утв. Минмонтажспецстроем СССР 24 декабря 1990 г.) и др., а также территориальными строительными нормами, принятыми органами власти некоторых субъектов РФ.
———————————
СЗ РСФСР. 1988. Т. 6. С. 28.
РГ. 2021. 19 сент.
Сборник руководящих документов Росавтодора и федеральных органов исполнительной власти, имеющих отрас-левое значение. 2021. N 5.

Статья 55

9. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением линейного объекта) выдается застройщику в случае, если в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственную корпорацию по космической деятельности «Роскосмос», выдавшие разрешение на строительство, передана безвозмездно копия схемы, отображающей расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка, для размещения такой копии в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.

5) несоответствие объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка градостроительным регламентом.

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию

ТСН 12-318-2021: Правила приемки и ввода в эксплуатацию законченных строительством объектов. Амурская область — Терминология ТСН 12 318 2021: Правила приемки и ввода в эксплуатацию законченных строительством объектов. Амурская область: 8 Вариант А (для всех объектов, кроме жилых домов) Предъявленный исполнителем работ к приемке (наименование объекта) имеет …

ТСН 12-319-2021: Правила приемки и ввода в эксплуатацию законченных строительством объектов недвижимости на территории Рязанской области — Терминология ТСН 12 319 2021: Правила приемки и ввода в эксплуатацию законченных строительством объектов недвижимости на территории Рязанской области: Архитектурно планировочное задание (АПЗ) комплекс требований к назначению, основным параметрам… …

Статья 55

3.2. Документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1, 2, 3 и 9 части 3 настоящей статьи, запрашиваются органами, указанными в части 2 настоящей статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.

10. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учёт построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учёта реконструированного объекта капитального строительства.

Ввод объекта в эксплуатацию: необходимые документы и юридические тонкости

До того как вступило в силу новое законодательство, ввод в эксплуатацию строительного объекта осуществлялся на основании различных нормативных актов в зависимости от типа сооружения. С января 1988-го года начали действовать СНиП. Они устанавливали порядок, по которому осуществлялся ввод в эксплуатацию промышленного объекта. Согласно действовавшему ранее законодательству, документом, который подтверждал готовность сооружения, выступал акт Госкомиссии. Сегодня утвержден другой порядок. Рассмотрим далее, как в настоящее время осуществляется ввод объекта в эксплуатацию.

Инвестор самостоятельно решает, готово ли сооружение к использованию на той стадии, когда выдан документ. Однако чиновники выступают против такой позиции. Они считают, что инвесторы, таким образом, оттягивают момент уплаты налога на имущество. И все же на практике готовность объекта к использованию определяется не получением разрешения, а решением руководства предприятия, для которого сооружен объект. Настаивая на скорейшем начале выплаты налога, чиновники в данном случае могут в некотором роде проиграть в качестве, выиграв, несомненно, в темпе поступления отчислений. При недостаточной готовности сооружения застройщик на основании закона будет платить неполную сумму. Организация в данной ситуации может поступить одним из следующих способов:

Порядок ввода в эксплуатацию ИЖС

На протяжении всего строительства необходимо получать и оформлять сопутствующую документацию, начиная от разрешения на строительство, заканчивая разрешением на ввод в эксплуатацию. Без этих документов невозможно зарегистрировать жилую постройку в Росреестре и, в конечном итоге, прописаться в этом доме.

  1. Отопление. Зависит от того, где расположен участок. В некоторых районах сельской местности не подведен газопровод. В этом случае отопление будет осуществляться при помощи электрических обогревателей или дровяных печей.
  2. Водоснабжение. Вода должна поступать из своего колодца (скважины) или центрального водопровода. Необходимо заранее позаботиться об этом.
  3. Электричество. Обеспечение электричеством должно быть непосредственно рядом с домом. Или разводка должна быть окончательно проведена по дому.
  4. Канализация. Устанавливается, в основном, в городской черте, где она централизована и есть возможность к ней подключиться. В сельской местности такой возможности нет и к каждому дому возможно подведение автономной системы.
Интересно почитать:  Пример заявления о б уплате алиментов

Акт ввода в эксплуатацию объекта

  1. В первом указывается информация об акте приемки объекта (его номер и дата), а также дополнительно проведенные работы по наладке приборов и оборудования.
  2. Во втором пункте фиксируется то, что все коммуникации (водоснабжение, канализация, вентиляция, электрооборудование и т.д.) соответствуют стандартами и нормам и приняты представителями государственных надзорных структур.
  3. Третий пункт касается финансовой части по вводимому в эксплуатацию объекту – здесь указываются затраты, понесенные заказчиком в ходе строительства (отдельно на работы, отдельно на материалы, оборудование и инструмент).
  4. В четвертый пункт вносятся какие-либо дополнительные сведения и, наконец, пятый пункт удостоверяет то, что объект готов к эксплуатации.

Он в обязательном порядке должен содержать сведения о заказчике и подрядчике, а также о самом объекте. Под документом свои подписи должны поставить и представители надзорных инстанций, отвечающие за контроль за теми или иными коммуникациями внутри объекта.

Выдача разрешения на ввод в эксплуатацию

к) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка
и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство,
и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта;

м) документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта
за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии
с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;

Ввод — сдача в эксплуатацию нежилого помещения, объекта, здания

Методику проведения приемки и ввода регламентирует законодательство, а также строительные нормативы и ГОСТы. Любые отступления от требований нормативной документации не допускаются, кроме случаев наличия допустимых недостатков. Проектные, технологические, архитектурные и конструктивные решения должны полностью соответствовать проектным документам. Если в процессе реализации проектов были допущены отступления, их необходимо оформить и согласовать с проектной организацией. Вводить в эксплуатацию разрешается только объект с законченным объемом работ и с наличием полного комплекта требуемых документов. В связи с этим законодательство запрещает эксплуатацию объектов до их приемки в какой бы то ни было мере.

Рабочие комиссии, которые проводятся перед приемкой отдельных категорий объектов государственными комиссиями, назначаются приказом или распоряжением заказчика. Их порядок, состав и продолжительность определяет заказчик по согласованию с подрядчиком. Обязанность комиссий — проверить соответствие строительных работ, мероприятий по охране труда и пожарной безопасности, прочих мероприятий, предусмотренных проектом, на соответствие стандартам и строительным нормам. В некоторых случаях допускается проведение испытаний. Кроме того, представители рабочих комиссий проверяют оборудование, конструкции и узлы на возможность их предъявления государственной комиссии. Заказчик обязан предоставить комиссии ряд нормативных документов строительства: журналы, акты, схемы, а также перечень организаций, которые выполняли работы на объекте. В нем необходимо указать все виды работ, а также данные инженеров, ответственных за их выполнение. В результате комплекса проверок составляется акт о готовности объекта для предъявления приемочной комиссии. Ввод — сдача в эксплуатацию объекта проводит специально сформированная приемочная комиссия. В ее состав обязательно входят представители проектировщика, заказчика, подрядчика, органов государственного надзора и местного самоуправления, эксплуатационной организации и прочие специалисты, на усмотрение председателя комиссии и заказчика. Председателем комиссии можно назначать только руководящего работника — представителя соответствующего государственного органа. Заказчик и подрядчик предоставляют комиссии пакет документов, необходимых для приемки. Наличие ошибок в любом из документов ведет к отказу ввода в эксплуатацию.

Порядок ввода объекта капитального строительства в эксплуатацию

Положительное заключение о соответствии нормативным требованиям по результатам итогового контроля выдаётся после проверки актов, которые были оформлены в период ведения строительства органами госконтроля. Также необходимо предоставление справок от поставщиков коммунальных услуг, в которых должна быть отражена информация о принятии постройки на обслуживание.

Порядок приёмки в эксплуатацию регламентируется строительными нормами и правилами, в которых предусмотрены предварительная и окончательная приёмки. Предварительная техническая приёмка объекта капитального строительства проводится подрядчиком рабочей комиссии заказчика. Окончательная приёмка Государственной комиссией актуальна только в том случае, когда строительство было проведено за счёт средств Федерального бюджета.

Что понадобится для ввода объекта в эксплуатацию

На заключении следует остановиться более детально. В нем должна содержаться информация касательно соответствия построенного объекта, который необходимо вводить в эксплуатацию, всем строительным требованиям, прописанным в проектной документации. Также должно быть заключение, выданное государственной службой экологического контроля.

Следует отметить, что всю документацию, которую необходимо предоставить экспертной комиссии, лучше всего собирать заблаговременно. Так вы сможете успеть пройти все промежуточные процедуры перед окончательным этапом – сдача объекта строительства для дальнейшей эксплуатации.

Как ввести дом в эксплуатацию

Законодатели и городская администрация при этом ссылаются на Жилищный кодекс РФ, а также на требования к жилым помещениям, которые утверждены Правительством РФ 28 января 2021 года. Чиновники полагают, что никаких других нормативных актов на муниципальном и региональном уровне не нужно.

  1. Выписка из ЕГРН на земельный участок — документ, подтверждающий право собственности. Заказать информацию из ЕГРН можно в электронном виде. Для этого рекомендую сервис Ктотам.про, который присылает готовую выписку в течение часа. Стоимость та же, что и в МФЦ — 250 рублей, данные официальные — из ЕГРН Росреестра и подтверждены электронной цифровой подписью регистратора (ЭЦП);
  2. Градостроительный план земельного участка;
  3. Разрешение на строительство дома;
  4. Схема, отображающая расположение построенного дома, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора);
  5. Заключение органа государственного строительного надзора (ЗОС);
  6. Копия результатов инженерных изысканий и копия разделов проектной документации, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ (пунктами 2, 8 — 10 части 12 статьи 48, частью 18 статьи 5);
  7. Акт приемки объекта капитального строительства (в случае строительства по договору);
  8. Документ, подтверждающий соответствие построенного дома требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство (форма не установлена);
  9. Документы, подтверждающие соответствие построенного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии).