Резерв по сомнительным долгам налоговый учет

Резерв по сомнительным долгам в налоговом учете

Пример 4. Продолжим рассматривать условия предыдущего примера.
По итогам I квартала 2021 г. организация создала резерв по сомнительным долгам в размере 2 360 000 руб. Отчисления в резерв были сделаны по сомнительной задолженности:
— ООО «Вэй» — в размере 1 000 000 руб.;
— ООО «Бриг» — в размере 500 000 руб.;
— ООО «Астра» — в размере 860 000 руб.
Предположим, что 15 апреля 2021 г. организация «ООО «Астра» погасила свою задолженность в размере 1 000 000 руб. По этой задолженности организация сформировала резерв по сомнительным долгам только в размере 860 000 руб., поскольку сумма резерва была ограничена показателем 10% выручки от реализации. Следовательно, организация должна включить сумму резерва в размере 860 000 руб., сформированного в счет дебиторской задолженности ООО «Астра», в состав внереализационных доходов.

Сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10% от выручки отчетного (налогового) периода (п. 4 ст. 266 НК РФ). При этом выручка от реализации работ, выполнения работ, оказания услуг определяется в соответствии со ст. 249 НК РФ.
Поэтому при создании резерва необходимо сравнивать расчетную сумму отчислений и максимальную сумму отчислений.

Как в налоговом учете создать резерв по сомнительным долгам

5. Определите максимальный размер резерва по сомнительным долгам. Он составляет 10 процентов от выручки организации за отчетный (налоговый) период. При определении максимального размера резерва выручка принимается без учета НДС (письмо Минфина России от 12 ноября 2021 г. № 03-03-06/1/745).

Статья 266 Налогового кодекса РФ не устанавливает сроков принятия решения о формировании резерва по сомнительным долгам. При этом появление сомнительной дебиторской задолженности можно квалифицировать как факт хозяйственной деятельности, отличный от фактов, имевших место ранее (возникший впервые). А утверждение способа учета таких фактов не признается (п. 10 ПБУ 1/2021). Следовательно, организация вправе начать формирование резерва по сомнительным долгам, не дожидаясь окончания текущего налогового периода и не фиксируя принятое решение в учетной политике. Такую позицию подтверждает арбитражная практика (см., например, постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 сентября 2021 г. № А53-23595/2021, ФАС Северо-Западного округа от 3 июля 2021 г. № А56-12980/2021, Волго-Вятского округа от 19 марта 2021 г. № А79-3573/2021).

Резервы по сомнительным долгам: бухгалтерский и налоговый учет

Анализ норм бухгалтерского учета, в частности, пункта 70 Положения [1] и Инструкции по применению Плана счетов [4] позволяет сделать вывод о том, что организация может формировать резерв по сомнительным долгам не только по итогам отчетного года, но и по результатам работы за квартал или месяц.

1 вариант. Налогоплательщик сумму резерва, не полностью использованную на покрытие убытков по безнадежным долгам, переносит на следующий отчетный (налоговый) период. В этом случае сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва должна быть скорректирована на сумму остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода:

Как с 2021 года изменились правила создания резерва по сомнительным долгам в налоговом учете

Резерв по сомнительным долгам не может быть сколь угодно большим. В пункте 4 статьи 266 НК РФ приведена формула для расчета предельно допустимой величины резерва. С января 2021 года эта формула изменилась (поправки внесены Федеральным законом от 30.11.16 № 405-ФЗ.). Раньше лимит составлял 10% выручки от реализации текущего налогового периода. Теперь сумма лимита определяется следующим образом:

Далее он вычислил, что остаток резерва, созданного по итогам 2021 года, составляет 1 600 000 руб.(1 600 000 — 0). Разница между резервом первого квартала и остатком равна 1 850 000 руб. (3 450 000 — 1 600 000). Эта величина отнесена на внереализационные расходы в первом квартале 2021 года.

Особенности ведения налогового учета резервов по сомнительным долгам

Создание резерва по сомнительным долгам в налоговом учете — это элемент налогового планирования, который позволяет организации сэкономить на уплате налога на прибыль. С помощью отчислений в резерв организация увеличивает свои внереализационные расходы и тем самым уменьшает свою налогооблагаемую прибыль.

Срок возникновения дебиторской задолженностиРазмер резерва по сомнительным долгам по такой задолженностиДо 45 календарных днейНе увеличивает сумму создаваемого резерваОт 45 до 90 календарных днейВ сумму резерва включается 50% от суммы сомнительной задолженностиСвыше 90 календарных днейВ сумму создаваемого резерва включается полная сумма сомнительной задолженности

Интересно почитать:  Муж скрывает доходы алименты

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете

Организация ООО «Восход» отгрузила покупателю ООО «Икс» товары на сумму 118 000 руб. (в т. ч. НДС 18 000 руб.) 10 августа 2021. Срок оплаты по договору установлен 10 дней с даты отгрузки, однако в течение этого срока покупатель не оплатил товар. Учетной политикой ООО «Восход» для целей бухгалтерского учета предусмотрено ежемесячное формирование резерва по сомнительным долгам исходя из оценки каждого долга. На 31 августа организация сочла просроченную задолженность ООО «Икс» сомнительной с низкой вероятностью погашения и приняла решение включить в резерв полную сумму задолженности. Бухгалтерские проводки по формированию резерва по сомнительным долгам будут следующие:

  • В налоговом учете за счет созданного резерва по сомнительным долгам списывается любая безнадежная задолженность, даже если ранее она не участвовала в формировании резерва.
  • Если сумма безнадежной задолженности превышает сумму созданного резерва, то разница подлежит включению в состав внереализационных расходов (пп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ).

Учет резервов по сомнительным долгам и ПБУ 18

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета учет резервов по сомнительным долгам организуется на счете 63 «Резервы по сомнительным долгам» в разрезе каждого сомнительного долга.Начисление резерва отражается по кредиту счета 63, восстановление или использование на покрытие безнадежных долгов по дебету счета.

В первом случае возникает расход, который формирует бухгалтерский убыток, но налоговую базу по налогу на прибыль этот расход не уменьшит ни в отчетном, ни в последующих периодах. В соответствии с п.4 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» такой расход признается постоянной разницей, которая будет приводить к формированию постоянного налогового обязательства (ПНО).

Резервы по сомнительным долгам: бухгалтерский и налоговый учет

Анализ норм бухгалтерского учета, в частности, пункта 70 Положения [1] и Инструкции по применению Плана счетов [4] позволяет сделать вывод о том, что организация может формировать резерв по сомнительным долгам не только по итогам отчетного года, но и по результатам работы за квартал или месяц.

1 вариант. Налогоплательщик сумму резерва, не полностью использованную на покрытие убытков по безнадежным долгам, переносит на следующий отчетный (налоговый) период. В этом случае сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва должна быть скорректирована на сумму остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода:

Создание резервов по сомнительным долгам в налоговом учете

  • истек установленный срок исковой давности,
  • в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

При создании резерва по сомнительным долгам в налоговом учете, необходимо помнить, что в отличии от бухгалтерского учета, в налоговом на размер создаваемого резерва НК РФ введены некоторые ограничения.

  • в состав внереализационныхдоходов налогоплательщика в текущем отчетном (налоговом) периоде.

В случае, если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению:

Формирование резервов по сомнительным долгам: бухгалтерский и налоговый учет

Новая редакция пункта 70 Положения (утв. приказом Минфина России от 29 июля 1998 № 34н) предусматривает, что организация создает резервы по сомнительным долгам в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты. Иными словами, если у компании возникает сомнительная задолженность, она обязана создать резерв. В то время как ранее у фирм был выбор, создавать резерв по сомнительным долгам или нет.

В остальном же правила формирования резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете остались прежними. Так, величину резерва определяют отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.

Резерв по сомнительным долгам

  1. Обязательность создания. В бухгалтерии такой резерв обязателен, поскольку этого требует абз. 1 п. 7 Положения о бухучете. Если организация применяет для налогового учета метод начисления, то бухгалтер сам решает, создавать ли для налогового учета такой резерв или нет (это право отражено в п. 3 ст. 266 НК РФ).
  2. Характеристика отчислений. Бухгалтерский учет определяет резервные отчисления как «прочие расходы», а для налогового учета их надо учитывать среди внереализационных расходов.
  3. Трактовка сомнительности долга. Для бухгалтерского учета к компенсации резервом подходит любая не погашенная в срок или полностью задолженность, а для налогового таковой может быть признана только просрочка по оплате товаров, услуг, работ.
  4. Определение размера отчислений. Для бухучета приоритет установления размера остается за бухгалтером (с принятием во внимание особенностей долга), а при налоговом учете размеры четко определены НК РФ.
  5. Общий размер резервного фонда. В бухучете он не ограничен, а в налоговом учете не может быть больше одной десятой от выручки.
  1. Данный фонд может быть создан в результате расчетов с юридическими и физическими лицами – покупателями за приобретенные товары, услуги или оплаченную работу. Авансы, перечисленные поставщикам, не включаются в резервные суммы.
  2. После создания резерва руководство и/или бухгалтерия организации должны постоянно мониторить динамику задолженностей, так как их состояние может измениться, а резервный фонд должен отражать действительное положение вещей (аналитический подход).
  3. В бухучете задолженность может быть признана безнадежной по регламенту ст. 266 НК РФ (как для налогового учета). В остальном лимита на сроки и размеры резервного фонда по задолженностям нет.
  4. Если встал вопрос о том, какой порядок учета для резервных активов применить, бухгалтерский или налоговый, следует руководствоваться следующими факторами:
    • если разночтения касаются временной разницы соотнесения сроков задолженности (для бухучета это полное непогашение в течение 45 дней после истечения временных ограничений), то разница приведет к отложениям налоговых активов, то есть вычитаемых временных промежутков по тем или иным количествам средств (п. п. 8, 11, 14 ПБУ 18/02, утв. Приказом Минфина РФ от 19.11.2021 г. № 114н);
    • если сумма отчислений в резервный фонд по бухучету превышает установленный налоговым учетом 10 % барьер, то фирма будет оперировать постоянными финансовыми разницами (п. п. 4, 7 ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина РФ от 19.11.2021 г. № 114н).
Интересно почитать:  Можно Ли До 18 Лет Ездить На Поезде

Обязательно ли создавать резерв по сомнительным долгам в 2021 году

Резерв образовывается по всякому сомнительному долгу исходя из профессионального взгляда И определения величины задолженности, которая не будет возвращена. В учетной политике надлежит установить параметры оценивания платежеспособности и финансового состояния контрагента, качества обслуживания долга и т. д. Величина резерва рассчитывается в каждом случае индивидуально По всякому долгу резерв образуется на основании времени просрочки Величина РСД в этом случае учреждается в процентном соотношении от объема долга или соответствует порядку образования резерва в налоговом учете

Установление объема сомнительной задолженности, засчитываемой в расчет РСД

  • осуществляется инвентаризация с целью проверки дебиторской задолженности по неоплаченным долгам на конец отчетного периода, на основании специального приказа о проведении инвентаризации. Результаты отображаются актом;
  • выявленная задолженность в бухгалтерском балансе делится на три группы, исходя из длительности непогашения до проведения инвентаризации. Дебиторская задолженность вносится в РСД:
  1. 100 % при невозврате более 90 дней.
  2. 50 % при просроченном долге в течение от 45 до 90 дней.
  3. Не учитывается при просрочке до 45 дней.

Нахождение предельной суммы, вносимой в расчет РСД Для целей налогообложения засчитывается сумма не больше 10 % выручки от общей суммы реализации (без учета НДС) за соответствующий налоговый период Сравнение суммы основываемого РСД с остатком имеющегося резерва

  • сумма РСД, образованного на отчетную дату, сопоставляется с величиной остатка РСД для определения разницы;
  • плюсовая разница вносится в состав внереализационных доходов в действующем отчетном периоде;
  • минусовая разница включается в сумму внереализационных расходов в текущем периоде

Формирование решения по поводу действий в отношении остатка РСД на конец года

  • если РСД с начала нового периода не образовывается, то неизрасходованная сумма резерва входит в состав внереализационных доходов;
  • если основывается новый резерв, то остаток предшествующего резерва по итогам периода корректируется